Сербия, погода в Сербии, бизнес в Сербии, ВНЖ в Сербии, отдых в Сербии, недвижимость в Сербии, иммиграция в Сербию и многое другое...

воскресенье, 9 октября 2011 г.

Опять о соседях

Венгры были, теперь о черногорцах немного. Интересная статья вышла в "Независимой газете" по поводу раскола черногорской и сербской церквей, точнее о попытках черногорской обрести самостоятельность вопреки здравому смыслу. 


Состоявшийся в середине лета визит в Черногорию главы Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополита Илариона (Алфеева) не привел к ослаблению напряженности в отношениях между властями этого молодого государства и епархиями Сербской Православной Церкви (СПЦ), действующими на его территории.

Руководители и Черногории, и Черногорско-Приморской митрополии СПЦ одинаково вежливо выслушали тогда сообщение митрополита Илариона об «опыте выстраивания церковно-политических отношений в условиях формирования независимых государств на постсоветском пространстве». Однако воспользоваться советами главы ОВЦС оказались не в состоянии. Причина этого заключается в принципиально различных исторических путях развития Русской и Сербской Церквей.

Особенно это касается Черногории. Православие на ее землях появилось благодаря основателю Сербской Церкви святому Савве, учредившему здесь в XIII веке Зетскую епархию, ставшую потом Цетиньской, позднее Черногорско-Приморской митрополией с местопребыванием в Цетинье. Местный владыка в отсутствие светской власти у черногорских сербов вынужден был брать на себя функции управления этим малочисленным горским народом. Оказавшись на долгие столетия под османским владычеством, Сербия и ее Церковь влачили жалкое существование. Иное дело – труднодоступные черногорские земли и здешняя Церковь, фактически развивавшаяся автономно благодаря поддержке России. Не случайно один из Предстоятелей Черногорской (Цетиньской) Церкви Петр II Петрович-Негош был рукоположен в 1833 году в епископы в Санкт-Петербурге. Получив на Берлинском конгрессе 1878 года государственную независимость, Черногорское княжество законодательно оформило автономное положение своей Церкви. Вплоть до присоединения Черногории Сербией в 1918 году никто из сербских церковников самостоятельный статус Цетиньской Церкви под сомнение не ставил. Когда же в новом Королевстве сербов, хорватов и словенцев дошло до создания объединенной Сербской Православной Церкви, цетиньские священники сочли «целесообразным и оправданным, чтобы святая автокефальная Церковь Черногории объединилась с независимой Православной Церковью Сербии».

Когда в конце 90-х годов XX века в черногорском республиканском руководстве укрепились суверенисты, выступившие за восстановление черногорской государственности путем отделения Черногории от Сербии, чей лидер Слободан Милошевич ввергал государство в одну авантюру за другой, клир Черногорско-Приморской митрополии СПЦ однозначно встал на сторону Белграда, противившегося такому отделению. С тех пор черногорские власти и православные священники пребывают в резком политическом противостоянии.

Не изменил ситуацию и общенародный референдум 2006 года, на котором 55,5% черногорских граждан высказались за независимость, после чего Черногория стала общепризнанным суверенным государством. Местное духовенство во главе с Черногорско-Приморским митрополитом Амфилохием (Радовичем), по сути дела, не смирилось с новой исторической реальностью. Оно отвергает существование черногорцев как народа (при том что, по официальной переписи, 45% населения страны определяют себя как черногорцы, 29% – как сербы), не допускает названия «черногорский язык» для используемого в республике сербского языка иековского говора, хотя это предусмотрено Конституцией. Правда, черногорские лингвисты, явно увлекшись конструированием нового языка, стремятся сделать его нормой едва ли не все архаичные слова и звуки.

Вряд ли найдется мало-мальски значимый политический вопрос, по которому митрополия публично не высказала бы свое, как правило, отличное от республиканских властей мнение. Те в ответ рассматривают церковников как «пятую колонну», сеющую вражду в черногорском обществе и пекущуюся исключительно о правах живущих в республике сербов. Иными словами, Черногорско-Приморская митрополия СПЦ, имея все исторические основания для полноценной пастырской деятельности в православной Черногории, своей политической практикой резко сузила свое распространение и влияние в этой стране.

Как результат, в православной среде произошел раскол. В СМИ нередко стали высказываться предложения о выселении «сербских» священников из «черногорских» храмов и передаче их в руки «истинно» черногорской Церкви. На эту роль уже претендует дюжина бывших священников Сербской и других Церквей, зарегистрировавшихся как Черногорская Православная Церковь. Возглавляет их Михайло Дедеич, изгнанный в свое время из СПЦ за неблаговидные поступки. Он носит архиерейский клобук белого цвета, что принято в Русской Церкви, но никогда не было ни в Сербской, ни в Черногорской автокефальной Церквах. Его паству в основном составляют активисты суверенистских партий, противостоящих митрополиту Амфилохию.

Отдает ли последний себе отчет в том, как далеко зашло дело? Видимо, да. Будучи многоопытным клириком, образованным теологом, свободно говорящим кроме родного на греческом, русском и французском языках, митрополит Амфилохий, конечно, понимает, что ситуация накалена до предела и может в любой момент выйти из-под контроля. Каков же выход? Его подсказал в ходе визита в Черногорию митрополит Иларион: конфедеративный статус Черногорской митрополии внутри СПЦ. Амфилохий отмолчался, видимо, считая такой статус для своей митрополии избыточным. Но уже завтра он может оказаться недостаточным. И в Черногории вновь появится автокефальная Церковь. Однако уже с неканоничным клиром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Недвижимость в Сербии

Поиск по блогу

Общее·количество·просмотров·страницы