Меня часто спрашивают, как относятся сербы к американцам и удивляются, когда слышат неожиданный ответ: нормально относятся, без зла и ненависти. Многие не верят. На днях, когда на многих новостных сайтах обсуждались последствия урагана в США, один из сербских анонимных комментаторов очередной новости написал : «все рано или поздно возвращается. Пускай теперь они ощутят боль и страдание. Бог все видит».
На следующий день газета "Danas" ответила гневной статьей, которая хорошо дает понять сегодняшнее отношение жителей Сербии к США.
"В связи с ураганом «Сэнди», обрушившимся на восточное побережье Соединенных Штатов, рассмотрим две цитаты. Первая: «Они это заслужили. Это Божье наказание за злодеяния американцев». А вторая - «все рано или поздно возвращается. Пускай теперь они ощутят боль и страдание. Бог все видит». Одно высказывание принадлежит, высокопоставленному представителю «Аль-Каиды» Айману аль-Завахири, другое - анонимному пользователю интернета из Сербии.
Можно ли определить, где - чье? Вряд ли? А почему нет разницы между гнусностью, вылетевшей из уст ближневосточного террориста, и отвратительным комментарием местного интернет-пользователя?
о-первых, идея о стихийных бедствиях и несчастьях как о некоем космическом равновесии справедливости и несправедливости является идиотской, злой, и по-детски эгоистичной. Даже если цепочка событий может привести к судьбоносному порханию бабочки над Тихим океаном, то «захват Косова и Метохии» как фактор - это слишком даже для метафизики. Предположения, что ливни и ураганы функционируют в соответствии с нашими влажными снами, означает патологическое преувеличение восприятия своего места в космосе. В конце концов, значит ли это, что наши собственные беды по тому же принципу являются счетами за наши грехи в прошлом? Как так, что в одном виноваты злые американцы, а в чем-то другом добрый Бог? И, самое главное, идея о Боге, который на нашей стороне, это идея, заставляющая женщин одевать пояса с взрывчаткой и отправляться на рынки, переполненные людьми, которые молятся Богу с несколько другим именем.
Во-вторых, самодовольное опьянение и праведническое злорадствование над проблемами Америки иногда омрачает тот факт, что от того самого урагана на самом деле страдают обычные люди. Тем не менее, при помощи многих пользователей интернета этот факт немедленно оспаривается тем, что эти обычные люди не особо переживали, когда, скажем, самолеты правительства США в 1999 году завывали над Сербией. И что смертным грехом в сознании здешних голов, в которых гуляет сквозняк, является то, что эти американцы и не знают, где находится Сербия, и таким образом автоматически теряют право на наше сочувствие. В то время как мы, все доктора географических наук, точно знаем, где находятся Вайоминг, Северная Дакота, Небраска и Огайо. Вообще интересна привлекательность этой коллективной политической и географической вины, так как это порождает простой вопрос: как обычные граждане Сербии реагировали на обстрел Сербией Вуковара и Сараево? Как там эта пословица о бревне в собственном глазу?
Так в чем же истинное сходство между антиамериканской логикой террористов и антиамериканской логикой злорадства? Если не говорить о последствиях, то налицо - болезненная толстокожесть, неспособность посочувствовать невинным, незнакомым и случайным жертвам. И это существует по одной, очень простой причине: из-за злой идеологии или общего взгляда на мир, где вместо живого существа видят «Американца». Это жестокий, вульгарный и метастатический коллективизм в категориях религии и нации. Речь идет об отвратительных, темных очках на носу, через которые мы не видим лиц, не видим человека. Из-за идеологического тумана в наших головах мы больше не видим человека, который теряет дом; безжизненное тело бездомного, которому не было где укрыться; ребенка, который боится бури; родителей, которые опасаются за этого ребенка. Что же это за болезнь мозга, которая позволяет сказать «так тебе и надо» человеку, которого не знает, который не сделал тебе ничего плохого? Это - результат антизападной идеологии и религиозного и/или этнического фанатизма. Это темнота перед носом и в умах - чернее ночи без электричества на Манхэттене.
Таким образом, поток отвратительного злорадства и наслаждения этим тропическим циклоном - намного хуже, чем разлившаяся по восточному побережья США канализация. Вода отступит с улиц Нью-Йорка, но злорадство останется жить в интернете и, что хуже всего, - среди нас, по-соседству. Можем ли мы ожидать помощи от этих соседей, когда придет беда, или же мы сами окажемся не способными на сочувствие, объятие или несколько банальных слов утешения? Эта социальная непогода - опаснее той, природной.
И да, относительно вопроса в начале колонки. Оба предложения - это комментарии анонимных интернет-пользователей из Сербии."
Комментариев нет:
Отправить комментарий