Вице-премьер Сербии считает, что интеграция в Европу является «единственным путем для окончательной стабилизации» на западных Балканах
Наряду с титанической задачей национального примирения после конфликтов 90-х годов, западные Балканы столкнулись с острейшим экономическим кризисом. Чтобы решить обе проблемы, страны этого региона устремили свои взоры на Евросоюз. Хорватия вступит в него 1 июля. Сербия прилагает все усилия для достижения этой цели. После выдачи Международному суду в Гааге всех обвиняемых в военных преступлениях власти Белграда также выполнили требование ЕС о достижении соглашения с Косово о нормализации отношений. Сербское правительство надеется, что в обмен в ходе встречи в верхах в конце июня ей сообщат о дате присоединения к ЕС. Вице-премьер Сербии по евроинтеграции Сузанна Грубжешич (50 лет) в ходе интервью, которая она дала в Мадриде, утверждает, что эти переговоры необходимы для «преобразования Сербии», а европейская интеграция представляет собой «единственный путь для окончательной стабилизации» в регионе.
El País: Вы удовлетворены тем, как идет процесс интеграции Сербии в ЕС?
Сузанна Грубжешич: Процесс идет хорошо. Мы достигли важного соглашения о нормализации отношений с Косово. Сербия, по крайней мере нынешнее правительство, не может признать независимость Косово, но готова улучшить отношения с Приштиной, обеспечить нормальное проживание сербов в Косово и начать процесс примирения с албанцами. Мы надеемся на то, что наши усилия будут оценены европейскими столицами.
— Вы считаете, что ЕС выступил как полноценный посредник в вашем диалоге с Приштиной, или скорее навязал условия Сербии?
— Должна сказать, что ЕС и, в первую очередь, леди Кэтрин Эштон (Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности), сыграли весьма положительную роль. Она выступила как полноценный посредник.
— А правительства основных государств-членов?
— Они помогли нам понять, что в наших интересах найти решение этого вопроса. Мы с самого начала поняли, что замороженные конфликты — это не выход.
— Они помогли нам понять, что в наших интересах найти решение этого вопроса. Мы с самого начала поняли, что замороженные конфликты — это не выход.

— Сербы в северной части Косово считают, что Белград их предал и испытывают страх перед будущим. Вы понимаете их чувства?
— Да, я понимаю их опасения. Именно поэтому мы предпринимаем усилия по разъяснению договора. Некоторые местные лидеры объясняют это по-иному... У сербов будет свой начальник полиции края; районы их проживания будут составлять единую административную единицу; Сербия будет и дальше финансировать их образование и здравоохранение.
— И они в итоге согласятся?
— Думаю, что в итоге да. Уже сейчас большинство понимает, почему договор был необходим. Без него статус и будущее сербов в Косово были бы весьма призрачными.
— Многие европейцы скептически относятся к президенту Томиславу Николичу из-за его прошлого и были удивлены его примирительными жестами.
— Мы должны взаимодействовать на региональном уровне. Нам нужны хорошие отношения с соседями, чтобы в конце концов Балканы превратились в процветающий регион и перестали быть периферией Европы.
Также по теме: Четыре условия для вознаграждения Сербии
— Почему Вы считаете важными шаги, направленные на вступление Сербии в ЕС?
— Мы хотим, чтобы нам назвали дату начала переговоров о присоединении к ЕС. До настоящего времени это был долгий процесс, занявший 12 лет. Теперь нам необходимо сделать этот шаг. Нам необходимы переговоры, чтобы преобразовать Сербию с помощью внутренних реформ: укрепить институты правового государства, независимую судебную власть, развивать рыночную экономику, провести реформы во всех областях жизни. Мы уже движемся по этому пути, но известно, что во время переговоров о присоединении к ЕС процесс реформ идет более эффективно. Мы стремимся к тому, чтобы в итоге Сербия стала нормальным и современным европейским государством. Мы должны двигать вперед этот процесс.
— На днях работе Международного суда по бывшей Югославии исполняется 20 лет. Это была сбалансированная работа?
— Целью Международного суда было совершение правосудия и содействие примирению. Добился ли он этого на 100%? Нет. Сербия выполнила все взятые на себя обязательства. 47 обвиняемых в преступлениях сербов находятся в Гааге. Как только мы с этим закончили, было выдвинуто требование о нормализации отношений с Косово. Суд проявил мягкость по отношению к некоторым обвиняемым и большую жесткость по отношению к сербам.
— Двойные стандарты?
— Так называется игра.

— Необходимым условием стабилизации на Балканах является европейская интеграция?
Читайте также: Сербия и ЕС
— Да. Другого выхода нет. Если этот регион не войдет в ЕС, то неизвестно, что произойдет. С другой стороны, мы понимаем, что ЕС не хочет брать на себя груз нерешенных проблем. Для решения стоящих вопросов нам необходимо развивать двустороннее и региональное сотрудничество. ЕС должен помочь нам в преодолении проблем, унаследованных от прошлого. Я не отрицаю роли сербов в войнах 90-х годов, которые привели к распаду Югославии. Я была в оппозиции и выступала против Милошевича, против военных преступлений. Но прошло уже много лет, и у Сербии должно быть светлое будущее.
Оригинал
Комментариев нет:
Отправить комментарий