Сербия, погода в Сербии, бизнес в Сербии, ВНЖ в Сербии, отдых в Сербии, недвижимость в Сербии, иммиграция в Сербию и многое другое...

вторник, 25 января 2011 г.

Новые-старые детали в деле Радована Караджича

Джереми Боуэн
На днях по делу сербского лидера времён войны Радована Караджича, дал показания Джереми Боуэн. Это известный журналист канала BBC, работавший в нескольких военных точках (Сальвадор, Ближний Восток) и получивший несколько престижных профессиональных наград (одну из них – за репортаж, посвящённый аресту Саддама Хусейна).Что же он сказал?



- В отношении осады Сараева: «Жители города были вынуждены находиться в осаде, результатом которой стала смерть тысяч людей».

- «Действия снайперов и артиллерийские обстрелы со стороны боснийских сербов носили организованный характер. Их целью был район Сараева. Они использовались для того, чтобы оказать давление на боснийское правительство и международное сообщество, чтобы посеять атмосферу террора среди людей и запугать их. Я помню людей, которых убивали в своих же домах, я помню мёртвых детей».

- В ответ на вопрос Караджича о том, что же происходило с сербами, которые находились в это время в городе: «Они также встретились с трудностями и без сомнения они также пострадали».

- В общем о степени вины всех сторон: «Конечно же, я не заявляю о том, что правые находились с одной стороны, а виноватые с другой. Я лишь пытаюсь сказать, что шла война и больше всего страдали мирные жители».

- Об этнических чистках: «Все стороны принуждали к переселению мирных жителей в соответствии с этнической принадлежностью. Однако сербы прибегали к этническим чисткам чаще, чем остальные».

Что означают эти слова? Какова степень правдивости де-юре и де факто?

        Действительно, обстрелы столицы носили организованный характер, а цель их заключалась в том, чтобы сломить её защитников, прежде всего морально. Действительно, обстрелы были очень жестокими и сербская тактика вызывает осуждение.
      Однако многие миротворцы, в том числе те, кто занимал высокие посты, признают, что боснийское правительство сознательно создавало из Сараево образ города-жертвы. Мирным жителям запрещалось покидать город. Причина состоит в следующем: чем меньше оставалось жителей, тем слабее становился «живой щит», который гарантировал гарнизону то, что сербы не начнут активные действия по захвату столицы. Учитывая явное техническое превосходство сербов, военная операция с большой долей вероятности закончилась бы падением правительства. Виноватыми в данном случае являются не только те, кто стрелял, но и те, кто не сделал всё, чтобы помочь своим гражданам спастись.
       Командующий силами миротворцев (UNPROFOR) британский генерал Майкл Роуз в своих мемуарах вспоминает, как однажды увидел миномётную установку боснийских мусульман, которая вела огонь с крыши госпиталя в районе Кошево. Конечно, если сербы тогда дали ответный залп, больница пострадала.
       Думаю, если бы суд в Гааге решил сделать акцент на его показаниях. Показаниях, где гораздо больше конкретных фактов, мир бы вспомнил и о других нечистоплотных методах, применявшихся как раз не сербами.
       Действительно сербы, оставшиеся в городе, оказались в непростой ситуации. Однако судя по всему здесь подсудимый хитрит. Сербы, оставшиеся в Сараево, сделали это сознательно. Они не приняли сторону Караджича, считая его предателем боснийских интересов, они защищали город вместе с мусульманами, так как верили в идею многонациональной Боснии. По-моему, Караджич упомянул о них для того, чтобы запутать ход следствия.
       Действительно, Боуэн прав, говоря о том, что в невинных жертвах этой войны виноваты все стороны. Однако учитывая, что образ военных преступников сейчас устойчиво ассоциируется лишь с боснийскими сербами, общегражданские мотивы этих слов, призванные подчеркнуть замечательные стороны личности представителя свободной прессы, несостоятельны. В очередной раз отмечу, что раз виноваты все, то и судить надо всех. Но к сожалению vis a vis Караджича по роду деятельности Алия Изетбегович вот уже двенадцать лет как умер. После окончания войны он ещё четыре года на законных основаниях был соправителем Боснии и Герцеговины, Караджича же объявили «вне закона».
       Действительно, в пропорциональном отношении удельный вес сербских этнических чисток превышает мусульманский или хорватский.
       Однако это объясняется особенностями тактической ситуации и уж точно не тем, что сербы в большей степени являются военными преступниками. Возможности боснийских вооружённых сил не позволяли им воевать за обширные территории, а хорватов интересовали лишь отдельные районы. Уверен, что будь у двух других армий возможность расширить свои территории, они бы также прибегли к масштабному насильственному переселению населения.
     
Итог. На мой взгляд, показания британского журналиста оказались аморфными. Слова Джереми Боуэна, как и показания норвежского миротворца Торбьорна Овергаарда, в целом объединяет отсутствие конкретики. В итоге обвинители вертят в своей риторике мифическим образом бесчеловечных четников, который они сами в общем и создали.
 Всё происходит примерно так: мы вроде как помним, что в Боснии была война, сербы, во главе которых стоял некто Караджич, обстреливали невинных жителей Сараево, в основном женщин, стариков и детей. И были жертвы. Есть миротворцы и журналисты, которые подтверждают, что да, город был в осаде, что его обстреливали и что люди гибли. Ужасные картины, которые они видели своими глазами, не должны оставить сомнения в том, кто есть кто. Получается, что Караджич виновен потому, что были жертвы, а жертвы были потому, что город обстреливал Караджич.

Но для того, чтобы повернуть ход процесса из русла пропагандистской диалектики в сторону реального рассмотрения реальных дел, потребуется копнуть глубже. Готовы на это организаторы процесса или они боятся, что если дело дойдёт до поминутного установления хронологии событий, окажется, что чёрное – это отчасти и белое?

Спасибо www.balkanes.ru за предоставленные материалы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Недвижимость в Сербии

Поиск по блогу

Общее·количество·просмотров·страницы